До 1914 года здание на углу николаевского переулка (Семашко) и ул. Скобелевской (Красноармейская) принадлежало скульптору, художнику и графику Ивану Трофименко. два брата Трофименко играли не последнюю роль в жизни старого Ростова.

В XIX-XX в.в. бурно развивающаяся промышленность Ростова требовала специалистов, хорошо знающих естественные и прикладные науки: математику, физику, химию. Нуждался в них и Ростов.

Городская управа в течение двух лет вела переговоры с И. Трофименко о покупке у него здания под реальное училище.

Начавшаяся 1 августа 1914 года первая мировая война и неизбежно возросшие государственные расходы на военные нужды не изменили планов городской думы. Было решено приобрести этот дом у Трофименко.

С сентября 1914 года здесь разместилось второе городское реальное училище.

Директором стал прибывший из Таганрога Пётр Михайлович Анощенко, учитель математики. Он проработал несколько лет. По воспоминаниям, он негативно относился к Советской власти.

В училище на полном пансионе жило 140 мальчиков. На втором этаже здания (справа от лестницы) был небольшой актовый зал. Учебный день начинался с Молитвы в этом зале. Некоторые проказники вместо слов молитвы, которую читали очень быстро, мололи чушь; раздавались смешки.

В училище был создан оркестр духовых инструментов. В 1917 г., когда царь Николай Второй проезжал Ростов, оркестр был приглашён на вокзал для встречи царя.

Хотя Трофименко и продал здание под училище, во дворе оставалась скульптурная мастерская. Во дворе стояли незаконченные скульптуры, лежал материал для лепки, в окна можно было увидеть работающих мастеров.

Там, где сейчас кабинет домоводства, был построен большой физкультурный зал (на этом месте сейчас сарай). В зале стояло пианино: уроки вели под музыку. В этом крыле школы находмлась столовая. В училище была приличная библотека, которая оказалась разграбленной в годы революции. Хотя ещё в 60-е годы в школьной библиотеке были книги дореволюционных изданий. Так была в ней энциклопедия Брокгауза и Эфрона (82 тома), произведения Тургенева, Некрасова, Аксакова, Л. Толстого, Белинского.

Это сведения — из воспоминаний старейшего учителя школы, работавшего с 1914г. — Ростовского Гавриила Гавриловича. В школе работала и его жена, уже после революции училась их дочь Анна.

В 1918 г. в помещении школы была открыта женская гимназия Котляровой и Сник. В ней занимались 190 девочек.

Город переходил из рук красных в руки белых, и наоборот. Учителя работали прежние. Рассказывают, что когда красные уходили из города, учителям выплачивали зарплату за три месяца вперёд.

После установления Советской власти (январь 1920 г.) в этом здании работала трудовая школа №4, потом №24. Во вторую смену занималась школа телефонии.

В 1923 г. в школе учились 334 учащихся (150 мальчиков и 184 девочки).

Сохранились анкеты состояния школы в двадцатых годах (копии).

Условия работы, хотя и не блестящие, были.

Сохранился список работавших в училище учителей.

Сквозь время до нас дошли и некоторые сведения об этих учителях.

Так, учитель химии Соловьёв однажды проводил опыт с едкой кислотой. Ученик неосторожно взял из рук учителя колбу. Неминуемо кислота плеснула бы ему в лицо. Не растерявшийся и знавший о последствиях учитель выхватил колбу из рук учения, но при этом плеснул кислотой себе в лицо. У него выело глаз. Это был самоотверженный поступок.

Учитель рисования Чиненов был прекрасным педагогом, создавшим собственную школу живописи. Он одновременно вёл уроки в нескольких школах, был хорошо известен и за пределами Ростова. В 80-х годах газета “Вечерний Ростов” поместила большую статью о нем.

Становится понятным, что в школе, где был такой талантливый преподаватель, находилась художественная мастерская, появились и учащиеся интересовавшиеся живописью, скульптурой. Среди них огромного успеха, известности и признания достиг Евгений Викторович Вучетич. Окончив нашу школу, он поступил в училище имени Грекова, потом учился в Москве. Его дипломная работа (по окончании училища) — фонтан на Театральной площади — до сих пор украшает город. Его последняя работа тоже находится в городе Ростове-на-Дону — памятник бойцам Первой конной армии.

Самые крупные работы Е.В. Вучетича — “Перекуём мечи на орала” (Нью-Йорк, перед зданием ООН), памятник советскому солдату (Берлин, Трептов парк), ансамбль на Мамаевом кургане (г. Волгоград).

В 20-е годы в школе работали литературные кружки с романтическими названиями: “Юная мысль”, “Умирающий гладиатор”. Выпускались стенные газеты и рукописные журналы. Увлечённые замечательными преподавателями, ребята сочиняли стихи, писали рассказы, устраивали концерты, литературные вечера. Именно здесь писал свои первые стихи Анатолий Сафронов, впоследствии известный поэт и прозаик, много лет проработавший редактором журнала “Огонёк”.

Высокий, плотный светловолосый юноша, таким запомнили его однокласники.

В эти же годы в школе учился Александр Иванович Грисенко. Член партии большевиков с 15 лет, участник революционного подполья в царское время, в 20-е годы он стоит у истоков “кинокомсомола”. Кинокомсомол в Ростове — это группа молодёжи, занимавшаяся созданием кинофильмов, как хроникальных так и художественных. Там занималась также группа учеников нашей школы. А Грисенко выступал и в роли артиста, и в роли режиссёра. Можно предположить, что он стал бы работником киноискусства. Но в начале 30-х годов страна бросила клич: “Молодёжь, на самолёты!”. И Грисенко становится лётчиком. Он стал первоклассным летчиком. Был послан воевать в Китай (в то время —тайная миссия). оттуда вернулся с наградой — орденом Красного знамени за боевые заслуги.

Вскоре началась Великая Отечественная война и Александр Иванович снова на фронте. Он участвовал в тяжелейших воздушных боях. В одном из них его самолет был подбит, а сам он ранен, в результате чего потерял ногу. После выздоровления он с величайшим упорством добился возвращения на самолёт. Ещё долго и успешно воевал в воздухе до окончания войны. После войны преподавал в летном училище. Грисенко — это школьный Маресьев!

У нас есть снимки самолёта, на котором летал Грисенко. Сейчас на него страшно было бы сесть, до того он мал, несовременен, по сравнению с теперешними.

Какое надо было иметь мужество, чтобы воевать на таких самолётах, и какое мастерство, чтобы одерживать победы (по рассказам, эти самолёты были изготовлены почти полностью из дикта и моментально загорались даже от пули)!

Как надо было любить Родину, чтобы настоять на возвращении в этот ад, вместо спокойной жизни на земле!

В 20-е годы в школе были отменены оценки и экзамены по распоряжению органов народного образования. Учащиеся были организованы в бригады. Учителям отвечали бригадиры. Занимался только тот, кто хотел, остальные бездельничали. Изучали на уроках русского языка слово “утка”, на географии — места, где она водится, на биологии — ее строение.

В 1936 г. школе присвоен №33. В 30-е годы школа — девятилетка сменяется десятилеткой.

В эти годы в школе проводятся спортивные состязания, олимпиады, просмотры художественной самодеятельности. Учеников призывают собирать черепашку на бульварах, в парках и садах. Сдавали черепашку по счёту.

Ученики любили читать, ведь тогда не было телевизоров и даже радиоприёмники были не у всех.

Ребята играли значительно больше чем теперь. Вечерами во дворах небольших домов можно было видеть групповые игры. Водили хороводы, играли в “жмурки” в “сапожника”, в “красочки”, в “лапту”, в “коровки”, в “войну”, в “классики”. Мальчишки любили играть в “жоску”. Игрушки делали сами. Шили или рисовали кукол и одежду им.

На Новый год писали красочные пожелания. На елки, появившиеся в 1934 году (до этого их запрещали), делали игрушки. До революции дети клеяли разноцветные цепи. После революции цепи клеять запретили.

Перед войной директором школы работал Павел Иванович Осипов. В 1941 г. он ушёл на фронт. Классным руководителем 10 класса в 1941 г. была Евгения Николаевна Мушталерова. 21 июня 1941 г. был выпускной вечер, а на следующий день — война. Все мальчики и несколько девочек ушли на фронт.

Во время войны в школе учащиеся выращивали зеленый лук для раненых. Ребята собирали подарки для фронта (теплые носки, варедки, кисеты с табаком, бумагу для писем, карандаши). На кисете писали: “Дорогому бойцу”, “Бей врага”. Бригады учащихся приходили в госпиталь с концертами самодеятельности. Ученики собирали бутылки, которые потом наполняли зажигательной смесью; собирали пузырьки для лекарств; сдавали простыни, домашние, цветы, ванны, выварки для госпиталей. Окна во время войны были заклеяны полосками материи крест накрест. В школе был одно время госпиталь для раненых.

С приходом немцев занятий не было. Потом создали школу — четырёхлетку и переселили ее в помещение на ул. Максима Горького (рядом с помещением университета, где сейчас детский дом). Учителя работали прежние.

А.А. Папкова вспоминает: “Школа в то время была ужасной. Грязная, воды не было, туалеты не работали. О буфете не могло быть и речи. Стёкла выбиты. Кое-где забиты фанерой. В советских учебниках вычеркнуто все, касающееся нашей Родины. Изучали русский арифметику, немецкий и пение.”

14 февраля 1943 г. Ростов был освобожден. Все учителя, не выехавшие из города, бросились в школу. Хотя здание школы не было разрушено, но оно значительно пострадало, Были выбиты все стёкла, повреждена крыша, не было топлива (отопление в школе было печное), не было воды, не работали туалеты. Не налажено питание. В то время достать стекло было очень трудно. Вместо стекол окна забивали диктом. Было так холодно, что занимались в пальто, варежках, шапках. Чернила замерзали в “неналивайках”, учебников не было. Удавалось на толчке приобрести один — два экземпляра учебников на класс. Вместо тетрадей писали на любой бумаге, даже на газетной.

Дома у детей были также тяжёлые условия. Дети 42,43,44 г.г и до середины 50-х — это дети без отцов (анкеты: “Отца нет, погиб на фронте.”).

Оставшиеся в живых родители в оккупацию нигде не работали, жили на то, что распродавали домашние вещи. Нередки были случаи, когда люди умирали от голода.

60% города было разрушено. Застывшие на улицах трамваи, поваленные столбы, упавшие деревья и стены домов, зарево над ночным городом.

И все-таки уже в феврале 1943 г. учащиеся сели за парты и начали учиться. С ними были их верные друзья — учителя. Многие заканчивали школу рано — после шестого или седьмого класса и шли работать.

После 1943 г. было несколько директоров, работавших недолго, а затем Мария Федоровна Юдина. Высокая, статная женщина с косами вокруг головы.

Учителя получали маленькую зарплату, в связи с чем одеты они были очень скромно.

В школе продолжали работать учителя 30-х годов:

Анна Дементьева Фадеева

Софья Виссарионовна Епифанова

Евгения Николаевна Мушталерова

В 1946 г. группа учащихся-пионеров и комсомольцев совершила поездку в Краснодон, где познакомилась с подвигом героев — молодогвардейцев, потом побывала в их семьях. Вернувшись, решили бороться за право дружины носить имя Ульяны Громовой. Имя У. Громовой было присвоено дружине в 1947 г.

С 1945 г. школа стала женской. Учащиеся школы систематически выезжали в сельскую местность, помогали собирать урожай. Дарили книги в сельские библиотеки, собирали макулатуру и металлолом. Ходили разбирать завалы, сажать деревья и кустарники. Шефствовали над детским садом, ездили на экскурсии, проводили военные игры, участвовали в спортивных соревнованиях.

 

50-е годы

  1. Начали собирать материалы для создания музея.
  2. Дружба с воинской частью.
  3. Участие в выставках поделок.

Директор — Юдина М.Ф.

Завуч — Петушкова Валерия Алексеевна.

Учителя — Зубаркина О.К.

Дамова Наталья Борисовна

Фадеева Анна Дементьевна

Хентова Фрида Аронова

Медведева Маргарита Александровна

Иванова Анна Петровна

Половцева Александра Ивановна

Корост Вера Петровна

60-е годы.

  1. Начало сбора материалов для музея народного Ополчения.
  2. Проведение слетов Коллекционеров.
  3. Сбор макулатуры
  4. Присвоение дружине имени С. Чебанова

 

70-е годы.

  1. Перестройка школы.
  2. Создание школьного музея.
  3. Оборудование школы
  4. Пионерлагерь за Доном
  5. Клуб “Чайка”.
  6. Дружба с театрами.


Используются технологии uCoz